Церковь Святого Николая в Лейпциге

Церковь Святого Николая (официально: городская и приходская церковь Святого Николая, нем. Stadt- und Pfarrkirche St. Nikolai) является самой большой церковью в Лейпциге и, наряду с церковью Святого Фомы (нем. Thomaskirche), является наиболее известной церковью города.

Церковное сооружение, названное в честь Святого Николая, является главным храмом церковного Евангелическо-лютеранского прихода Святого Николая в Лейпциге. Оформление внутреннего пространства церкви Святого Николая представляет собой значимое произведение классицизма.

Осенью 1989 года церковь Святого Николая была центральной отправной точкой мирной революции в ГДР с последующим падением Берлинской стены 9 ноября 1989 года и воссоединением Германии 3 октября 1990 года.

Церковь Святого Николая была построена в романском стиле в 1165 году после присвоения Лейпцигу городских и торговых прав. На западной стороне церкви до сих пор сохранились следы романского происхождения. В 15 и 16 веках последовало расширение и полная реконструкция здания церкви до трехнефного в стиле поздней готики.

В 1452 году церковь Святого Николая получила первый колокол, декорированный представлениями распятого Иисуса и четырех евангелистов, Святого Мартина и покровителя этой церкви — Святого Николая. Колокол звонил не только во время богослужений, но и использовался в качестве пожарного колокола.

25 мая 1539 года в результате проповедования реформаторов Юстуса Йоноса Старшего (нем. Justus Jonas der Ältere) и Мартина Лютера (нем. Martin Luther) в Лейпциге началась реформация. Церковь стала резиденцией первого суперинтенданта города Иоганна Пфеффингера (нем. Johann Pfeffinger).

ВВ страстную пятницу, 7 апреля 1724 года, Иоганн Себастьян Бах (нем. Johann Sebastian Bach) впервые исполнил в церкви Святого Николая свое самое крупное к тому времени произведение «Страсти по Иоанну» (нем. die Johannespassion).

В период между 1784 и 1797 гг. интерьер церкви был перестроен согласно идеалу архитектурной концепции примитивной хижины (деревья (колонны), навесы и пр.) — концепция берет начало от Витрувия (лат. Marcus Vitruvius Pollio) и особенно ее влияние развернулось в архитектуре в 18-м веке. Об этой концепции говорит также сооруженная перед церковью колонна в виде пальмы. Внутреннее убранство церкви было полностью реконструировано в классическом стиле (с 1784 по 1797 гг.) лейпцигским архитектором Иоганном Карлом Фридрихом Дауте (нем. Johann Carl Friedrich Dauthe).

Последние крупные изменения церкви были сделаны с 1901 по 1902 гг. на внешнем фасаде, когда был сохранен облик церкви в стиле поздней готики.Орган церкви относится к инструменту, который был построен в 1862 году мастером Фридрихом Ладегастом (Вайсенфельс) (нем. Friedrich Ladegast (Weißenfels)). Данный орган был крупнейшим церковным органом в Саксонии и помог сформировать романтическую интерпритацию органных произведений Иоганна Себастьяна Баха во второй половине 19 века.

С 1902 по 1903 гг. орган был восстановлен фирмой Вильгельм Зауэр (Франкфурт на Одере) (нем. Wilhelm Sauer (Frankfurt/Oder)) и увеличен.

В ходе реставрации органа с 1986 по 1988 гг. были электрифицированы его трактуры (народное предприятие Оргельбау Зауер (Франкфурт на Одере) (нем. VEB Orgelbau Sauer (Frankfurt/Oder))).

В церкви Святого Николая находится могила Петруса Мозеллауса (нем. Petrus Mosellanus) — гуманиста, филолога и римско-католического богослова.

В южной части внешней стороны хора в нише располагается негабаритное щелевидное устье подкововидной формы. Его возникновение неясно и в результате этого возникло множество легенд о его происхождении.

Автор статьи: Светлана Горбунова